Существует масса разновидностей узлов, начиная от самых простых, которыми пользуемся ежедневно, завязывая шнурки на ботинках, и заканчивая наиболее сложными, применяемыми в альпинизме и мореплавании.

Для простого обывателя, да и для заядлого путешественника нет никакой необходимости знать все вариации, достаточно владеть техникой вязания лишь самых основных узлов.

Что это такое?

Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Виды

РЕКЛАМА

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Техника вязания

Ниже подробно представлена схема вязания описанных узлов.

Контрольный узел (контроль)

Известный всем узел, применяющийся повсеместно. Из одиночной веревки делается петля, в которую вставляется ходовой конец, после чего узел затягивается. На картинке представлены два варианта вязания с использованием дополнительной веревки.

Прямой (рифовый)

Существуют два способа вязания данного узла.

  • Первая веревка складывается в виде петли. Вторая сверху проходит через её середину, потом под одним концом, выходит наверх, сверху заходит под противоположный конец и низом через середину возвращается обратно. Веревки затягиваются.
  • Обе веревки кладутся одна на другую, после чего необходимо завязать два простых узла в противоположные стороны (рисунок в и г). В обоих вариантах важно, чтобы ходовые концы были либо внизу, либо вверху. В противном случае узел не выйдет.

В завершение необходимо завязать контроли на ходовых концах, чтобы предотвратить расползание узла.

Восьмерка

Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.

Булинь

Есть два варианта вязания. Для обоих вариантов необходима опора.

  • Прикидываем нужное расстояние от конца веревки, ходовой конец обвиваем вокруг опоры и протаскиваем через сделанную ранее петлю, но пока не затягиваем. Далее конец пропускаем под рабочей веревкой и снова вставляем в петлю, но уже с другого конца. Затягиваем и вяжем контроль.
  • Для этого варианта необходима «пустышка», которая используется вместо петли. Складываем веревку пополам, обвиваем получившуюся петлю ходовым концом, после чего продеваем его в получившееся отверстие. Затем ходовым концом обносим опору и продеваем его через петлю «пустышки». Затягиваем и вяжем контроль.

Палаточный (простой штык)

РЕКЛАМА

Здесь также необходима опора:

  • перекидываем ходовой конец через опору;
  • обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
  • повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.

Готовый узел должен быть незатягивающийся.

Грейпвайн

Схема вязания следующая.

  • Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
  • Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
  • После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
  • Аналогичная процедура происходит с другого конца.
  • Контроли не нужны.

Простой проводник

РЕКЛАМА

Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.

Срединный австрийский проводник

Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.

Двойной проводник, или «заячьи уши»

Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.

После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.

Карабинная удавка

РЕКЛАМА

Потребуется одна веревка. На конце вяжем «восьмерку», в которую вщелкивается карабин. После перекидываем рабочую часть вокруг опоры и вщелкиваем карабин в эту часть. Закручиваем муфту, узел затягиваем.

Маркировочный

Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю. Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки. После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.

Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.

На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.

Схватывающий

РЕКЛАМА

Есть два способа вязания, для обоих будут нужны две веревки. Толстая, которая будет основной, и репшнур, как правило, вдвое тоньше её.

  • Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
  • Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.

О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

ССЫЛКИ

счетчик посещений